Правила издания рукописей сотрудников СФУ

Правила приёма рукописей в издательство в 2024 году

Рукописи принимаются согласно утверждённому плану изданий на 2024 год в первую очередь из списка основного плана. Рукописи и сопроводительные документы к ним регистрируются и передаются для редакционно-издательской обработки в порядке очередности. Издательство оставляет за собой право принимать в работу рукописи из дополнительного списка, если все рукописи основного плана переданы в работу. Рукописи, предоставляемые в издательство, должны соответствовать всем требованиям, характеристикам, стандартам, изложенным в Регламенте издательской деятельности.

Изменения в плане изданий СФУ на 2024 год возможны только на основании служебной записки от директора института на имя директора Библиотечно-издательского комплекса.

Приём рукописей осуществляет редакционный отдел издательства БИК по адресу:
пр. Свободный, 82, стр. 1, каб. 01-10.

Правила приёма отдельных видов рукописей

Учебники

Рукописи, претендующие на присвоение статуса «Учебник СФУ» принимаются согласно Положению о порядке присвоения учебным изданиям статуса «Учебник СФУ» при наличии:

Учебные пособия

Рукописи учебных пособий принимаются согласно утвержденному плану при наличии:

  • справки о результатах проверки в системе «Антиплагиат» (оригинальность текста не менее 70 %);
  • издательского договора (приказ «О форме издательского договора № 2126 от 28.12.2023». Приложения 2, 3, 4);
  • двух рецензий (наличие у рецензентов ученой степени является обязательным условием, один из рецензентов может быть ведущим специалистом профильной научной, проектной или производственной организации).

Монографии

Рукописи монографий (в том числе для подготовки электронных изданий) принимаются согласно утвержденному плану при наличии:

  • справки о результатах проверки в системе «Антиплагиат» (оригинальность текста не менее 80%);
  • издательского договора (приказ «О форме издательского договора № 2126 от 28.12.2023». Приложения 2, 3, 4);
  • двух внешних рецензий (наличие у рецензентов ученой степени является обязательным условием, один из рецензентов может быть ведущим специалистом профильной научной, проектной или производственной организации).

Материалы конференций

Статьи для издания сборников материалов конференций принимаются не менее чем за два месяца до выхода в свет при наличии:

  • копии приказа о проведении конференции с обязательным указанием ответственного за издание сборника и сметы расходов;
  • содержания и аннотации к сборнику.

В оформлении статей должна присутствовать необходимая информация для публикации (индекс УДК, заглавие, ФИО авторов полностью, их ученая степень, ученое звание, должность, название учреждения, город, страна, аннотация к статье, ключевые слова, список литературы).

Учебно-методические материалы

Учебно-методические материалы (учебно-методические пособия, практикумы, учебные программы, рабочие тетради, курсы лекций, методические указания и т.д.) принимаются для оформления и размещения в электронном каталоге НБ согласно утвержденному плану при наличии:

  • издательского договора (приказ «О форме издательского договора № 2126 от 28.12.2023». Приложения 2, 3, 4);
  • текста учебно-методического материала, записанного на электронном носителе в формате Microsoft Word.

Учебно-методические материалы не тиражируются, не регистрируются в ФГУП НТЦ «Информрегистр», не размещаются в РИНЦ, им не присваивается ISBN. Полный цикл редакционно-издательской обработки и тиражирование учебно-методических материалов осуществляется за счёт средств авторов или внебюджетных средств институтов.

Требования к оформлению авторских рукописей

Авторская рукопись должна быть выполнена в формате документа Microsoft Word, иметь единообразие сокращений, единиц измерения, не иметь ошибок, связанных с согласованием ссылок на таблицы, иллюстрации и позиции иллюстраций. Рукописи должны быть подготовлены в соответствии с требованиями, изложенными ниже.

  • Размер страницы: А4 (210x297 мм).
  • Поля страниц: левое — 25 мм; правое — 25 мм.
  • Гарнитура шрифта: Times New Roman, 14 кегль.
  • Абзацный отступ: 1,25 см.
  • Междустрочный интервал: 1,5 (для электронных изданий — 1,2).

Формулы

  • Латинские символы и индексы должны быть выполнены курсивом (кроме обозначений тригонометрических функций cos, sin и т. д., постоянных const, Re и общепринятых латинских сокращений min, max, opt); римские и арабские цифры, буквы греческого и русского алфавитов — прямым шрифтом.
  • Формулы должны быть выполнены в редакторе формул MathType.
  • Не допускается наличие в тексте сканированных формул.
  • Не допускается замена знака «−» (минус) грамматическим знаком «-» (дефис).
  • Номер формулы должен быть расположен по правому краю страницы и заключён в круглые скобки. В тексте ссылка на формулу также должна быть приведена в круглых скобках.

Таблицы

К таблицам предъявляются следующие требования:

  • Нумерация должна быть однозначной или включать номер главы, параграфа, подпараграфа: таблица 1, таблица 1.1, таблица 1.1.1 и т. д.
  • Ссылки на таблицу приводят в тексте в круглых скобках или без скобок: табл. 1.2 (табл. 1.2).
  • Нумерация таблиц должна быть единообразной: сквозной или включать номер главы, параграфа, подпараграфа. Текст внутри таблицы должен быть набран 12 кеглем. В таблице не должно быть пустых граф. Текст в графах, в зависимости от объёма информации, располагают либо от левого края, либо по центру, либо с выключкой по формату графы.
  • Расположение чисел в графах — по центру.
  • Не допускается наличие в тексте сканированных таблиц.

Иллюстрации

  • Позиции (элементы) рисунка должны быть обозначены арабскими цифрами, условными обозначениями (латинские — курсив; греческие, русские — прямой шрифт). Подрисуночный текст — 12 кегль.
  • В случае сложной нумерации рисунков между знаками должна стоять беспробельная точка. Между словом «рис.» и номером рисунка должен стоять пробел: рис. 1, рис. 1.1.1.
  • Если рисунок имеет фрагменты, обозначенные буквами а, б, в, г и т. д., то в подрисуночной подписи они должны быть выполнены курсивом. Такое же обозначение должно быть и в тексте при ссылке на рисунок: рис. 1, а, б.
  • Не допускается наличие в тексте сканированных иллюстраций.

В одном издании нумерация таблиц (равно как формул и рисунков) должна быть единообразной: сквозной или включать номер главы, параграфа, подпараграфа.

Требования к изданию учебной литературы

Система менеджмента качества профессиональной подготовки студентов предполагает унификацию, стандартизацию основных ключевых процессов и процедур. Одним из таких процессов является подготовка преподавателями университета учебных изданий. Цель настоящих правил — формирование единых требований к структуре, содержанию и оформлению учебных изданий университета.

Классификация учебных изданий

Согласно ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» установлены следующие термины и определения для обозначения видов учебных изданий:

  • Учебник — учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (её раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (её раздела, части) или воспитания.
  • Учебное наглядное пособие — учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • Самоучитель — учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • Хрестоматия — учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.
  • Учебная программа — учебное издание, определяющее содержание, объём, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (её раздела, части).
  • Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т. п.

Общие характеристики отдельных видов учебных изданий

Учебник — учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины.

В учебнике должны быть отражены базовые знания, определённые компетенциями ГОС ВО. Учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и раскрывать методические аспекты их получения.

Содержание учебника должно отражать определённую систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и применения в конкретной области.

Учебное пособие — учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, соответствующее учебной программе. Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

В отличие от учебника учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Объём рукописи учебного пособия должен соответствовать объёму учебной дисциплины и времени, отводимому ГОС ВО соответствующего направления на самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения теоретического материала, необходимого для закрепления или овладения практическими навыками, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.

Основными разновидностями учебно-методических пособий являются методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ.

Объём учебно-методического издания составляет 1,5–3 авторских листа.

Практикум (сборник описаний практических работ, лабораторный практикум) — учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объёме определённого курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания, упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса и методические рекомендации по их выполнению. Каждую рассматриваемую тему практикума может сопровождать краткое изложение теоретического материала и/или справочная информация.

Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.

Учебная программа (рабочая программа) — учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объём, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Учебная программа конкретизирует учебный план на уровне отдельной учебной дисциплины. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, её связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые студент должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной.

Все остальные учебные издания по дисциплине должны полностью соответствовать учебной программе.

Обязательные требования к учебному пособию (УП)

  • В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.
  • Введение включает следующие аспекты:
    • цель (назначение) издания, соответствие учебной программе;
    • читательский адрес;
    • вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции;
    • методические рекомендации по использованию УП в учебном процессе;
    • общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).
  • Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО, образовательному стандарту, утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
  • Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
  • Фонд оценочных средств должен проверять уровень усвоения компетенций.
  • Определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
  • Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
    • основные итоги и выводы;
    • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем;
    • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета;
    • перспективы развития дисциплины (отрасли науки).
  • Справочно-библиографический аппарат (с учётом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т. д.). В учебные издания объёмом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
  • Оформление рукописи должно соответствовать межгосударственным и национальным стандартам по издательскому делу.

Требования к структуре и содержанию рецензии на учебное пособие

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ её достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе. Учебное пособие должно оцениваться по следующим критериям:

  • соответствия требованиям образовательного стандарта;
  • соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учётом уровня профессиональных образовательных программ;
  • соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины;
  • соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов;
  • корректности в аспекте межпредметных связей;
  • наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат;
  • степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции,
  • корректности использования специальной терминологии и обозначений;
  • чёткости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники;
  • степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала;
  • целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества;
  • наличия логических и стилистических ошибок.

В рецензии должен быть отображён чёткий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учётом сделанных замечаний) и её использования в качестве учебного пособия по определённой дисциплине для определённых специальностей (направлений).

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет и по какой причине.