Value Orientations as a Criterion of Formation of Informational and Psychological Security of University Studentsстатья из журнала
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования вопроса, связанного с формированием информационно-психологической безопасности личности обучающихся вузов в условиях глобальной информатизации, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и погружения молодого поколения во взаимодействие в интернет-пространстве. Возможность свободного доступа к безграничному объему информации значительно повышает уровень информационно-психологических угроз для современной молодежи, которая является самым активным субъектом медиасреды. Обоснована и охарактеризована совокупность ценностных ориентаций личности как одного из критериев сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе, что составляет научную новизну исследования. С помощью теоретического анализа научных работ уточнено содержание понятия «информационно-психологическая безопасность личности», под которой понимается личностное новообразование, выражающееся в способности субъекта осознанно и адекватно действовать в случае негативного информационного воздействия, своевременно применять технологии самозащиты, а также нейтрализовать угрозы, исходящие из источника вредоносной информации, тем самым трансформируя окружающую информационную среду в безопасную. Выявлены психологические особенности современных обучающихся юношеского возраста (высокая социальная активность и познавательная мотивация, развитие самопознания и рефлексии, осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению, появление жизненных планов, самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности). Теоретически обоснованы критерии сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся вуза: критичность мышления, рефлексивность, эмоциональная устойчивость, адекватность восприятия реальности, мотивационно-поведенческий критерий и определенные ценностные ориентации. Сделан вывод о том, что основным критерием сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся вуза является совокупность ценностных ориентаций, коррелирующих с общечеловеческими ценностями. Описаны ценностные ориентации, наиболее значимые для формирования информационно-психологической безопасности обучающихся вуза, к которым относятся ценностные ориентации на активную деятельную жизнь, полноту и эмоциональную насыщенность жизни; на продуктивную жизнь, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей; на свободу, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках; на рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения; на самоконтроль, сдержанность и самодисциплину; на независимость, способность действовать самостоятельно, решительно. Эти ценностные ориентации детерминированы особенностями юношеского возраста, спецификой обучения в вузе и могут стать защитным фильтром для восприятия студентами деструктивной информации. Материалы исследования могут быть успешно использованы психологами и педагогами при разработке программы педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе. The article presents the results of a theoretical study of the issue related to the formation of informational and psychological security of university students’ personalities in the context of global informatization, rapid development of information and communication technologies and the immersion of the younger generation in interaction in the Internet. The possibility of free access to an unlimited amount of information significantly increases the level of information and psychological threats for today’s youths, which is the most active subject of the media environment. The paper substantiates and characterizes the set of value orientations of the individual as one of the criteria for the formation of informational and psychological security of adolescent students at the university, which constitutes the scientific novelty of the study. Using theoretical analysis of scientific literature, we clarify the content of the concept of “informational and psychological security of the individual,” which is understood as a new personal mental formation, expressed in the ability of the subject to consciously and adequately act in case of negative informational impact, to apply self-defense technologies in a timely manner, and also to neutralize the threats coming from the source of such negative information, thus making the surrounding information environment safer. The paper reveals such psychological characteristics of modern adolescence students as high social activity and cognitive motivation, self-education and reflection, awareness of their individuality, readiness for self-determination, formation of life plans, self-actualization in educational and professional activities. We substantiate the criteria for formation of informational and psychological security of university students: critical thinking, reflexivity, emotional stability, adequacy of perception of reality, motivational-behavioral criterion, and certain value orientations. It is concluded that the main criterion for informational and psychological security of university students is a set of value orientations that correlate with universal human values. The value orientations that are most significant for the formation of such security include value orientations for an active life, fullness and emotional richness of life; for a productive life, the fullest use of their capabilities, strengths and abilities; for freedom, independence, independence in judgments and actions; for rational thinking, the ability to think sensibly and logically, to make deliberate and rational decisions; for self-control, restraint and self-discipline; independence, the ability to act independently, decisively. These value orientations are determined by the characteristics of adolescence, the specifics of studying at a university, and can become a protective screen for students to perceive destructive information. The research materials can be successfully used by psychologists and teachers in the development of a program of pedagogical support for the formation of informational and psychological security of students at universities.
Год издания: 2023
Авторы: Л.А. Байкова, Марина Валентиновна Кравчук
Источник: Психолого-педагогический поиск
Ключевые слова: Sociopolitical Dynamics in Russia, Psychology of Development and Education, Educational Methods and Teacher Development
Открытый доступ: gold
Выпуск: 3(67)
Страницы: 73–82