Peculiarities of neuro-psychic state and life quality of children and teenagers formed under influence exerted by risk factors existing in educational environment
Аннотация:На сегодняшний день в Российской Федерации интенсивно осуществляется модернизация образования, активно развиваются инновационные образовательные учреждения, в частности с круглосуточным пребыванием учащихся.Образовательный процесс в данных учреждениях, характеризующийся воздействием на детский организм комплекса факторов внутришкольной среды, способствует ухудшению как физического, так и психического здоровья учащихся.Для успешного процесса обучения в данных учреждениях пристальное внимание необходимо уделять состоянию нервно-психического статуса и качества жизни детей.Целью исследования явилось проведение оценки нервно-психического статуса и качества жизни обучающихся образовательного учреждения с круглосуточным пребыванием.Для оценки нервно-психического статуса и качества жизни учащихся проведено исследование анкетно-опросным методом с использованием стандартных опросников.В результате установлено, что под воздействием комплекса неблагоприятных факторов внутришкольной среды, которыми явились нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима дня, снижается уровень нервно-психического статуса и качества жизни обучающихся, что проявляется увеличением в процессе обучения числа детей с высоким уровнем тревожности на учебных занятиях с 16,0 % в 5-м классе до 19,0 % в 10-м классе и ухудшением как физического, так и психического компонентов качества жизни.Выявлена зависимость уровня тревожности и показателей качества жизни от нерациональной организации учебно-воспитательного процесса и режима дня.В сложившейся ситуации необходимы разработка и внедрение современных профилактических здоровьесберегающих мероприятий и активного медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса, направленных на снижение риска воздействия факторов внутришкольной среды на нервно-психический статус и качество жизни обучающихся.