Investigating Modern Students’ Self-actualizationстатья из журнала
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты самоактуализации, которая в зарубежной и отечественной психологии представлена как реализация потенциала, стремление к самоосуществлению,непрерывное развитие духовного потенциала личности, особое восприятие мира, высокий уровень психического и психологического здоровья (Гозман, 1995), адекватная саморегуляция и самоуправление. Анализируются результаты эмпирического исследования самоактуализации студентов педагогического направления подготовки. Описываются особенности самоактуализации двух групп студентов. Представители первой группы только начинали воспринимать свою жизнь во всей полноте, проявляли зависимость, конформность, несамостоятельность «извне» направляемой личности, имеющей внешний локус контроля, только учились быть относительно независимыми в своих поступках, стремились руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, в отличие от представителей другой группы, воспринимающих свою жизнь как целостный процесс, «изнутри» направляемых самоактуализирующихся личностей, не враждебных к окружающим и групповым нормам, организующих свое поведение на основе личностных ценностных ориентаций. Представлены выявленные связи между различными проявлениями самоактуализации у выделенных групп студентов. С помощью корреляционного анализа у всех студентов были обнаружены значимые сильные положительные связи между поддержкой, ценностной ориентацией, гибкостью поведения и самоуважением; между ценностной ориентацией, самоуважением и синергией; между гибкостью поведения и контактностью; между самоуважением и самопринятием. Эти связи указывали на то, что чем сильнее было естественное соотнесение их поведения с ценностями и самооценкой своих возможностей, тем более независимыми от воздействия извне были поведение и ценности; чем выше была самооценка студентами своих возможностей и сильнее целостное восприятие мира, тем более проявлялись у них принципы и оценки, присущие самоактуализирующейся личности; чем более глубокими и тесными были эмоционально насыщенные контакты с окружающими людьми в процессе субъект-субъектного общения, тем сильнее поведение соизмерялось с ценностями; чем больше они принимали самих себя, тем выше была самооценка своих возможностей. The article treats theoretical aspects of self-actualization, which is viewed by Russian and foreign scholars as the realization of one’s potential, desire to accomplish one’s goals, continuous development of one’s spiritual potential, one’s unique perception of the world, one’s emotional and psychological well-being (Gozman, 1995), efficient self-regulation and self-control. The article analyzes the results of an empirical research of novice teachers’ self-actualization. It describes the peculiarities of self-actualization of two groups of students. The representatives of the first group were highly conformable and dependent on others, were easily controlled by external powers, had the external locus of control, were learning to be independent in their actions, were learning to be guided by their own principles and beliefs. The representatives of the second group treated their life as a comprehensive process, were affable and friendly, abided by social norms, were guided by their own moral values and principles. The authors use correlation analysis to identify the correlation between students’ self-respect and their behavioural flexibility, their system of values and the support they get, as well as the correlation between their system of values, their behavioural flexibility and synergy, between behavioural flexibility and communicability, between self-respect and self-perception. These correlations show that people who respect themselves, who display respectful behaviour and have strong values are less prone to feel externally imposed depression, are guided by principles of self-actualization. The correlations also show that close emotional contact with other people involves other people’s moral values and self-respect.
Год издания: 2021
Авторы: I. A. Bakushkin, I. M. Ilicheva
Источник: Психолого-педагогический поиск
Ключевые слова: Psychology of Development and Education, Educational Methods and Teacher Development, Sociopolitical Dynamics in Russia
Открытый доступ: gold
Выпуск: 3(59)
Страницы: 55–65