ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ НЕФИГУРАТИВНЫЕ МОТИВЫ В ПЕЩЕРАХ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫстатья
Аннотация: Нефигуративные мотивы, или знаки, многочисленны и исключительно разнообразны в пещерном искусстве палеолита и являются его важной интегративной частью. Существуют различные классификации знаков. А. Леруа-Гуран первоначально выделил два больших класса знаков знаки полные и тонкие, соотнеся их с женской и мужской сексуальной символикой соответственно. Впоследствии он добавил к ним еще один, третий класс мотивов. Д. Виалу выделил в пещерах Арьежа (Франция) 3 главные категории: знаки пунктирные, знаки линеарные и знаки постоянной или комплексной структуры (иначе знаки сконструированные), разделив их на 50 подтипов. Ж. и С. Совэ определили 12 важнейших вариаций знаков, или ключей : простые геометрические фигуры, окружности, треугольные, четырёхугольные, пятиугольные, линии с боковым утолщением (клавиформы), стрелы, углы, кресты, отрезки и пунктуации. Все эти типы включают большое число вариаций. Знаки появляются с самого начала настенного искусства в форме чашечек, округлостей и треугольников, происхождение которых связывают с символикой вульв. К концу верхнего палеолита они теряют свое разнообразие и постепенно монополизируют всю орнаментацию на азильских и романельских гальках. Наблюдается географическое распределение знаков в различных локальных районах дислокации декорированных пещер. Нефигуративные мотивы в двух сравниваемых районах во многом схожи. И там, и тут есть простые знаки в виде линий прямых или волнистых (серпентиформы), групп пятен, расчерченных четырёхугольников, лесенок . Лесенкообразные знаки отмечены в пещерах Альтамира и Эль Кастильо. В Игнатиевской пещере есть пример клавиформы, поразительно напоминающей отдельные аналогичные мотивы из Западной Европы. Наибольшее распространение эти изображения получили примерно в то же время, в какое были созданы рисунки и в Игнатиевской пещере. Например, в Нио есть знаки стабильной формы в виде линии с небольшим утолщением на конце, выделенные в отдельный тип. Есть они в Труа Фрэр и Пиндаль. Особенно впечатляет их присутствие в Ла Цуллавера, где они расположены, как на алтаре. Все эти знаки распространены преимущественно во французских Пиренеях и Кантабрии. Схожи и знаки в виде острий (называемые стреловидные или копьевидные) из Игнатиевской пещеры и, например, Нио, но которых нет в Каповой и Серпиевской 2. Один из гравированных знаков в пещере Комбарель напоминает расчерченные трапеции Каповой пещеры, только без ушек . Очень близки им и красные решётчатые знаки из пещеры Еррериа в Испании. В Куньяк имеются спиралевидные пятна с окончанием в виде запятой, очень похожие на два знака в Игнатиевской пещере. Часто можно видеть ансамбли знаков в узких кулуарах или нишах, как в пещере Пасьега (Испания), что характерно и для Каповой, и для Игнатиевской пещер. Различные типы знаков в Западной Европе имеют территориальное и хронологическое распределение. Это же можно видеть и на Урале, где нефигуративные мотивы Каповой и Игнатиевской пещер различны. Для Каповой пещеры специфичным является знак трапеция с ушками , для Игнатиевской круг, обрамленный тремя отрезками, след носорога , которые не встречены в западноевропейских пещерах.
Год издания: 2019
Авторы: Свиридов А.Н.
Открытый доступ: bronze