Особенности познавательной сферы детей коренных народов Северастатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (С 302)
Библиографическое описание: Семенова, Надежда Борисовна. Особенности познавательной сферы детей коренных народов Севера / Н. Б. Семенова. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 59-69. - Библиогр.: с. 69 (20 назв.). - ISSN 0042-8841.
Аннотация: Обсуждаются межкультурные различия в формировании и функционировании познавательных процессов у детей коренных северных народов. Обследованы дети 9-10-летнего возраста северных национальностей (якуты и эвенки), в контрольную группу вошли учащиеся русской национальности, проживающие в Республике Саха (Якутия). Показано, что базовые психические функции являются универсальными для всех трех популяций, но могут приобретать черты культурной специфики вследствие влияния средовых факторов и особенностей традиционного образа жизни. Выявлены универсальные закономерности интеллектуального развития: у детей разных популяций становление операционального интеллекта происходит в соответствии с общими законами онтогенетического развития; функционирование познавательных процессов в возрасте 9-10 лет соответствует стадии конкретных операций. Показаны культурно-специфические особенности познавательной сферы: у якутов и эвенков отмечается преимущественное развитие сенсорной памяти, преобладание образного мышления, раньше формируется представление о естественной системе координат (в частности, понятие о горизонтальности), снижена подвижность психических процессов. Данные особенности объясняются исторически сложившимися образом жизни охотников-оленеводов и экологическими факторами - проживанием в условиях Крайнего Севера.
Год издания: 2015
Авторы: Семенова Надежда Борисовна
Источник: Вопросы психологии
Выпуск: № 4
Номера страниц: 59-69
Количество экземпляров:
- Читальный зал гуманитарных наук (пр. Свободный, 79, к. Б3-09): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: культура, межкультурные различия, дети коренных народов, коренные народы Севера, когнитивные функции, этнос, познавательная сфера
Рубрики: Психология,
Детская психология / Крайний Север / Россия / Республика Саха (Якутия)
Детская психология / Крайний Север / Россия / Республика Саха (Якутия)
ISSN: 0042-8841
Идентификаторы: полочный индекс С 302, шифр vopp/2015/4-039686