Готовность выпускников направления "Библиотечно-информационная деятельность" к популяризации открытой наукистатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (Р 955)
Библиографическое описание: Рыхторова, Анна Евгеньевна. Готовность выпускников направления "Библиотечно-информационная деятельность" к популяризации открытой науки / А. Е. Рыхторова. - (Профессиональные стандарты и компетенции). - Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2024. - № 11. - С. 141-159. - Библиогр.: с. 156-157 (16 назв.). - References: p. 157-159 (16 names). - ISSN 0130-9765.
Аннотация: Структура научного процесса, адаптирующегося под концепцию открытой науки, активно меняется. Предполагается, что активными участниками таких изменений являются библиотека и библиотекари. Учитывая объемы и разнообразную специфику компетенций, которые могут быть необходимы библиотекарю-библиографу для работы в рамках открытой науки, на данном этапе предлагается разделить ее на несколько основных направлений: методическая поддержка, аналитическая деятельность, а также популяризация открытой науки. Ввиду достаточно серьезной разработанности вопросов, касающихся компетенций библиотечных специалистов, связанных с методической поддержкой и аналитической деятельностью в рамках открытой науки, цель данной работы - составить представление о компетенциях, необходимых для популяризации открытой науки, а также оценить, насколько новые поколения библиотечных специалистов готовы к такой деятельности. Для этого на основании существующей практики продвижения открытой науки были выделены навыки, требующиеся для такой деятельности, а также сформулированы четыре компетенции: 1) способен ориентироваться в тенденциях развития открытой науки; 2) способен к организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнерства с соблюдением действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, законодательства о персональных данных; 3) готов к организации научно-просветительских мероприятий, проведению мероприятий в рамках проектов гражданской науки, созданию и распространению контента, объясняющего принципы открытой науки для различных категорий общества; 4) способен понимать и воспроизводить современные формы и методы популяризации открытой науки. Исходя из ФГОС 51. 03. 06 "Библиотечно-информационная деятельность" и программ обучения в вузах были определены компетенции, в рамках которых обучающиеся могли получить необходимые представления. В статье представлены результаты опроса "Компетенции библиотекарей в условиях развития открытой науки", проведнного в 2024 г. Отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН среди бакалавров 4 курса по направлению подготовки 51. 03. 06 "Библиотечно-информационная деятельность". Полученные результаты свидетельствуют, что выпускники способны понимать коммуникативную составляющую и, в некоторой степени, социальную ориентацию открытой науки, а также готовы к организации научно-просветительских мероприятий и распространению контента, объясняющего принципы открытого доступа. Однако они испытывают затруднения относительно организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнерства и соблюдения действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, транслирования коммуникативной составляющей и социальной ориентации открытой науки. По итогам анкетирования был разработан бесплатный краткий обучающий курс, а также начата работа по созданию углубленной программы обучения, раскрывающей вопросы, вызвавшие у респондентов затруднения.
Год издания: 2024
Авторы: Рыхторова Анна Евгеньевна
Источник: Научные и технические библиотеки
Выпуск: № 11
Номера страниц: 141-159
Количество экземпляров:
- Организационно-методический отдел (пр. Свободный, 79, к. Б3-08): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: библиотекари, библиотечные специалисты, гражданская наука, компетенции библиотекарей, научные коммуникации, открытая наука, открытый доступ, популяризация науки, популяризация открытой науки, правовые основы открытой науки
Рубрики: Библиотечное дело,
Организация библиотечного дела
Организация библиотечного дела
ISSN: 0130-9765
Идентификаторы: полочный индекс Р 955, шифр ntb_/2024/11-064679061