- Главная
- Ресурсы
- Библиотечный поиск
- Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки
- Выпуск 2014 г. Том 7. № 1
Genre Code of the Parable in the Instrumental Music of D. Shostakovichстатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ
Библиографическое описание: Naiko, Natalia. Genre Code of the Parable in the Instrumental Music of D. Shostakovich = Жанровый код притчи в инструментальной музыке Д. Шостаковича / N. M. Naiko. - Текст : непосредственный // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 7, № 1. - С. 59-73 : ил. - Библиогр.: с. 72-73 (9 назв.). - ISSN 1997-1370.
Аннотация: В статье показано действие жанровых особенностей притчи в инструментальных сочинениях Д. Шостаковича. Притчевая поэтика отвечает стремлению композитора к философскому осмыслению жизни. Признаки притчевого повествования наиболее ярко представлены в прелюдиях № 4 и 22 op. 34, прелюдиях №4 и №9 op. 87, квартетах № 11 и 15, симфонии № 9, где обнаруживает себя общность музыкальных средств. Тот факт, что притчевое начало являет себя в произведениях, созданных в различное время и принадлежащих разным жанрам, указывает на его закономерность и органичность для художественного мышления композитора. Повествовательная природа жанра раскрывается в музыке через синтез народно-песенных и речевых интонаций, характеризующих рассказчика. Благодаря обрамляющим разделам, выполняющим функции вступления и заключения, хронотоп повествователя отделяется от событийного хронотопа. Характеристики «действующих лиц» предельно условны и лаконичны, осуществляются посредством жанровых и стилевых моделей. Главное, специфическое для жанра притчи событие – обнаружение высшей реальности, переживание опыта трансцендирования. В рассмотренных сочинениях Д. Шостаковича в условной звуковой форме отображается момент духовного прозрения. Основополагающую роль при этом играют гармонические и фактурные средства, приобретающие знаковую функцию. В целом в анализируемых произведениях наблюдается высокая концентрация музыкальных символов. Они возникают на разных уровнях: композиции, заголовков частей, тематизма, фактуры, гармонии, инструментовки. В свете жанра притчи иной смысл приобретает распространенный тезис об интеллектуальности музыки Шостаковича. Эта интеллектуальность не есть следствие рационализма. Она обусловлена чуткостью и честностью художника, призванного к постижению глубочайших тайн бытия, ориентированного на вневременную шкалу ценностей.
Год издания: 2014
Авторы: Naiko Natalia
Выпуск: Т. 7, № 1
Номера страниц: 59-73
Количество экземпляров:
Всего свободно 5 из 5 экземпляров.
- Читальный зал военных наук (Академгородок, 13А, к. 1-01): свободно 1 из 1 экземпляров
- Информационно-библиографический отдел (пр. Свободный, 79, к. Б3-09): свободно 1 из 1 экземпляров
- Абонемент научной литературы (пр. Свободный, 79, 3 этаж, холл): свободно 1 из 1 экземпляров
- Читальный зал (пер. Вузовский, 6Д): свободно 1 из 1 экземпляров
- Информационно-библиографический отдел (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-06): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: жанры, прелюдии, притчи
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства,
Инструментальная музыка
Инструментальная музыка
Классификационные коды: ГРНТИ 18.41
ISSN: 1997-1370
Идентификаторы: шифр jsfu/2014/7/1-891044