Модификация контура свободной турбины авиационного двигателя с применением нейронной технологиистатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (Х 434)
Библиографическое описание: Хижняков, Ю. Н. Модификация контура свободной турбины авиационного двигателя с применением нейронной технологии / Ю. Н. Хижняков, А. А. Южаков. - Текст : непосредственный // Электротехника. - 2016. - № 11. - С. 27-32. - ISSN 0013-5860.
Аннотация: Многорежимное управление турбовинтовым двигателем (ТВД) летательного аппарата (ЛА) осуществляет блок управления двигателем (БУД). Программы БУД обеспечивают управление динамикой полета при изменении контролируемых возмущений в заданном диапазоне. Неконтролируемые возмущения (запредельные изменения параметров воздуха за бортом, повышенный расход топлива из-за протечки в дозаторе, изменение параметров двигателя и т. д. ) могут нарушить нормальные условия полета летательного аппарата. Предложена коррекция программ БУД при помощи адаптивного нейронного управления по всем контурам. На примере контура управления частотой вращения свободной турбины предложена замена штатного регулятора на адаптивный нейронный регулятор (АНР), содержащий адаптивный фаззификатор, блок активационных функций и динамическую обратную связь. Показано, что правильный выбор терммножества фаззификатора применительно к свойствам дозатора исключает статическую ошибку в контуре частоты вращения свободной турбины. Адаптацию фаззификатора обеспечивает нейрон с алгоритмом последовательного обучения. Алгоритм коррекции активированных степеней принадлежностей фаззификатора в конкретный момент времени изменяет численное значение синапсов за одну итерацию. Приведена осциллограмма, подтверждающая возможность применения модифицированного адаптивного нейронечеткого управления для стабилизации частоты вращения свободной турбины во всех режимах работы двигателя. Отмечено, что стабильное поддержание частоты вращения свободной турбины вызывает автоколебания из-за дисбаланса генерируемой и потребляемой мощности двигателя. Показано, что этот недостаток можно устранить применением встроенного датчика крутящего момента вращения свободной турбины, с помощью которого возможно вычисление мощности потребления двигателя. Введение обратной связи по мощности в контурах нагрузки и генерирования энергии исключает автоколебания.
Год издания: 2016
Авторы: Хижняков Ю. Н. , Южаков А. А.
Источник: Электротехника
Выпуск: № 11
Номера страниц: 27-32
Количество экземпляров:
- Читальный зал (пер. Вузовский, 6Д): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: авиационные двигатели, свободные турбины, многорежимное управление, турбовинтовые двигатели, летательные аппараты, датчики, регуляторы, нейронные регуляторы, генерируемая мощность, потребляемая мощность, каскадные включения, каскадные включения контуров
Рубрики: Энергетика,
Турбомашины
Турбомашины
ISSN: 0013-5860
Идентификаторы: полочный индекс Х 434, шифр elth/2016/11-399522131