Модификация контура свободной турбины авиационного двигателястатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (М 348)
Библиографическое описание: Матушкин, М. Н. Модификация контура свободной турбины авиационного двигателя / М. Н. Матушкин, Ю. Н. Хижняков, А. А. Южаков. - Текст : непосредственный // Электротехника. - 2015. - № 11. - С. 2-6. - ISSN 0013-5860.
Аннотация: Многорежимное управление турбовинтовым двигателем (ТВД) осуществляет блок управления двигателя (БУД). Программы БУД обеспечивают управление динамикой полета при изменении контролируемых возмущений в заданном диапазоне. Влияние неконтролируемых возмущений (запредельные изменение параметров воздуха за бортом, расход топлива из-за протечки топлива в дозаторе, изменение параметров двигателя и т. д. ) может нарушить нормальные условия полета летательного аппарата. Предлагается коррекция программ БУД путем адаптивного нейронного управления по всем контурам. На примере контура управления частотой вращения свободной турбины показана замена штатного регулятора на адаптивный нейронный регулятор (АНР), содержащий адаптивный фаззификатор и блок дефаззификации. Показан выбор терм-множества фаззификатора применительно к свойствам дозатора, который исключает статическую ошибку в контуре частоты вращения свободной турбины. Адаптацию фаззификатора обеспечивает нейрон с последовательным обучением. Алгоритм коррекции активированных степеней принадлежностей фаззификатора в конкретный момент времени изменяет численное значение синапсов за одну итерацию. Приведенные осциллограммы подтверждают возможность применения адаптивного нейронного управления для стабилизации частоты вращения свободной турбины. Однако стабильное поддержание частоты вращения вызывает автоколебания из-за дисбаланса генерируемой и потребляемой мощностей авиационного двигателя. Этот недостаток можно устранить с применением встроенного датчика крутящего момента вращения свободной турбины, с помощью которого можно вычислить мощность потребления авиационного двигателя. Введение обратной связи по мощности в контурах нагрузки и генерирования энергии исключает автоколебания. Одновременное применение адаптивного нейронного управления в совокупности с введением обратной связи по мощности определяет актуальность статьи.
Год издания: 2015
Авторы: Матушкин М. Н. , Хижняков Ю. Н. , Южаков А. А.
Источник: Электротехника
Выпуск: № 11
Номера страниц: 2-6
Количество экземпляров:
- Читальный зал (пер. Вузовский, 6Д): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: турбовинтовые двигатели, фаззификаторы, автоколебания, осциллограммы, адаптивное нейронное управление, авиационные двигатели, свободные турбины, адаптивные нейронные регуляторы, дефаззификация, каскадные включения контуров, датчики крутящего момента, потребляемая мощность, генерируемая мощность, дозаторы
Рубрики: Энергетика,
Турбомашины
Турбомашины
ISSN: 0013-5860
Идентификаторы: полочный индекс М 348, шифр elth/2015/11-926013328