Об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питаниястатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (О-127)
Библиографическое описание: Об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питания. Ч. I / С. В. Штерман, М. Ю. Сидоренко, В. С. Штерман [и др.]. - (Качество и безопасность). - Текст : непосредственный // Пищевая промышленность. - 2021. - № 1. - С. 46-50 : 1 табл. - Библиогр.: с. 50 (17 назв.). - ISSN 0235-2486.
Аннотация: Синестезией называется нейробиологическое явление, при котором определенный раздражитель, действуя на связанный с ним орган чувств, вызывает помимо воли субъекта ощущение, которое является специфичным не только для данного органа чувств, но еще и другое ощущение или восприятие, характерное для одного или нескольких иных органов чувств. Примерами может служить способность отдельных людей видеть звуки, слышать цвета или ощущать в виде чувства вкуса восприятие объектов с различными геометрическими формами. Ряд синестетических ассоциаций, возникающих у людей, связаны с пищей. Задача ученых заключается в том, чтобы не только исследовать их проявления в жизни и осуществлять поиск нейробиологических корней их возникновения, но и научиться применять их в практических целях, с тем чтобы еда выступала не только в качестве жизненной необходимости, но и доставляла человеку постоянное чувство радости. Одной из самых распространенных форм совместного восприятия пищи нашими органами чувств, которую можно считать проявлением вкусо-обонятельной синестезии, является ощущаемая многими людьми тесная взаимосвязь между вкусовыми характеристиками пищи и ее ароматом. Вкус и аромат пищи являются часто настолько тесно связанными друг с другом, что ощущения, вызванные ими, могут сливаться, становясь попросту неразличимыми. Существование рассматриваемой формы синестезии может быть использовано для создания новых видов продуктов питания, не содержащих или входящих в их состав в гораздо меньшем количестве таких компонентов, которые современной нутрициологией рассматриваются в качестве нежелательных при их присутствии в слишком большой концентрации. Это относится, например, к поваренной соли (хлориду натрия), потребление которой во многих развитых странах рассматривается в настоящее время как избыточное. Для сокращения ее потребления предлагается увеличение в продуктах, ее содержащих, "конгруэнтных", то есть таких совместимых в рамках проявляемой людьми вкусо-обонятельной синестезии ароматических соединений, которые способны заметно усиливать воспринимаемое ощущение солености пищи. Показано, что применение этого метода позволяет существенно (до 30 %) сократить содержание соли во многих продуктах питания без заметного для потребителей изменения их основных вкусовых характеристик. В работе проанализированы также примеры использования другого вида синестезии - вкусо-зрительной - для повышения потребительских характеристик продуктов питания.
Год издания: 2021
Авторы: Штерман Сергей Валерьевич , Сидоренко Михаил Юрьевич , Штерман Валерий Соломонович , Сидоренко Юрий Ильич , Чеботарева Наталья Ивановна
Источник: Пищевая промышленность
Выпуск: № 1
Номера страниц: 46-50
Количество экземпляров:
- Читальный зал нормативной литературы и специальных наук (ул. Лиды Прушинской, 2, к.3-02): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: cинестезия, аромат пищи, ассоциативные ощущения, вкус пищи, вкус продуктов питания, вкусо-зрительная синестезия, вкусо-обонятельная синестезия, вкусовые характеристики пищи, восприятие пищи, зрение, исследования, нейробиологические явления, обоняние, органы чувств, ощущения, пищевые продукты, понятие cинестезии, потребители продуктов питания, потребительские характеристики продуктов питания, продукты питания, проектирование продуктов питания, синестетические ассоциации, синестетические способности, синестеты, характеристики продуктов питания, цвет продуктов питания
Рубрики: Пищевые производства,
Общие вопросы пищевых производств
Общие вопросы пищевых производств
ISSN: 0235-2486
Идентификаторы: полочный индекс О-127, шифр /О-127-105380