- Главная
- Ресурсы
- Библиотечный поиск
- Журнал «Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых»
- Выпуск 2013 г. № 3
Численное моделирование пространственной локализации деформаций в процессе зональной дезинтеграциистатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (В 17)
Библиографическое описание: Ван Ксю-бин. Численное моделирование пространственной локализации деформаций в процессе зональной дезинтеграции / Ван Ксю-бин, Пан И-Шан, Чжан Чжи-хуэй. - (Геомеханика). - Текст : непосредственный // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. - 2013. - № 3. - С. 21-32 : ил. - Библиогр.: с. 31-32 (31 назв.). - ISSN 0015-3273.
Аннотация: Исследована пространственная локализация деформаций массива пород как перспективное направление решения проблемы зональной дезинтеграции (Шемякина - Опарина). Модели трехмерной нагрузки и разгрузки реализованы численно с применением деформационной теории. Нагружение после выемки тоннеля круглого сечения выполнено с контролем осевого смещения. В модели разгрузки после достижения статического равновесия постадийно проведена выемка цилиндрического тоннеля. Численные результаты показывают наличие явления зональной дезинтеграции, при которой кольцевые участки высоких деформаций сдвига изолированы или перемежаются с зонами малых деформаций сдвига. Проведено сравнение результатов расчетов модели нагружения с таковыми модели разгрузки; установлено их соответствие с результатами натурных наблюдений. В плоскости, ортогональной оси тоннеля, участки повышенной деформации сдвига образуются на существенном расстоянии от поверхности тоннеля в результате распространения зон сдвига, происхождение которых не связано с процессами деформирования в рассматриваемой плоскости.
The zonal disintegration is studied from a viewpoint of the spatial strain localization, a prospective idea to tackle the problem. The three-dimensional loading and unloading models are modeled numerically based on a strain-softening heterogeneous constitutive model. In the loading model, after a cylindrical tunnel is excavated, the displacement-controlled loading is conducted in the direction of the tunnel axis. However, in the unloading model, after the model has reached a static equilibrium state, a cylindrical tunnel is excavated step by step. In loading and unloading conditions, numerical results reveal that the zonal disintegration phenomenon that annular regions with high shear strains are isolated or divided by those with lower shear strains is existent. Compared with results in the loading model, results in the unloading model are even consistent with the field observations. At a plane orthogonal to the tunnel axis, the regions with higher shear strains, far away from the tunnel surface, are formed by propagation of shear bands that do not originate from the plan.
The zonal disintegration is studied from a viewpoint of the spatial strain localization, a prospective idea to tackle the problem. The three-dimensional loading and unloading models are modeled numerically based on a strain-softening heterogeneous constitutive model. In the loading model, after a cylindrical tunnel is excavated, the displacement-controlled loading is conducted in the direction of the tunnel axis. However, in the unloading model, after the model has reached a static equilibrium state, a cylindrical tunnel is excavated step by step. In loading and unloading conditions, numerical results reveal that the zonal disintegration phenomenon that annular regions with high shear strains are isolated or divided by those with lower shear strains is existent. Compared with results in the loading model, results in the unloading model are even consistent with the field observations. At a plane orthogonal to the tunnel axis, the regions with higher shear strains, far away from the tunnel surface, are formed by propagation of shear bands that do not originate from the plan.
Год издания: 2013
Авторы: Ван Ксю-бин , Пан И-Шан , Чжан Чжи-хуэй
Выпуск: № 3
Номера страниц: 21-32
Количество экземпляров:
- Читальный зал (пер. Вузовский, 6Д): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: Шемякина - Опарина проблема, горные породы, деформационная теория, деформационные процессы, зональная дезинтеграция, массивы горных пород, модели нагружения, модели разгрузки, натурные наблюдения, проблема Шемякина - Опарина, пространственная локализация деформаций, сдвиговые деформации, тоннели, трехмерное моделирование, трехмерные модели, численное моделирование, численные результаты
Рубрики: Геология,
Инженерная геология
Инженерная геология
ISSN: 0015-3273
Идентификаторы: полочный индекс В 17, шифр /В 17-834147