- Главная
- Ресурсы
- Библиотечный поиск
- Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки
- Выпуск 2013 г. Том 6. № 10
Characteristics of Eastern Thought and the Philosophy of Kyoto Schoolстатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (K 23)
Библиографическое описание: Katsuhito Inoue. Characteristics of Eastern Thought and the Philosophy of Kyoto School = Восточное мировоззрение и философия школы Киото / Katsuhito Inoue. - Текст : непосредственный // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 6, № 10. - С. 1407-1422. - Библиогр.: с. 1421-1422 (20 назв.). - ISSN 1997-1370.
Аннотация: Может показаться, что современное западное мышление заключается в философии наблюдения, которая характеризуется сохранением дистанции по отношению к вещам. Прямо противоположным является мировоззрение Восточной Азии, которое заключается в чистом опыте, где нет разделения на субъект и объект. Например, японский философ Нисида Китаро (1870-1945) часто использует фразу «mono-to natte-mi, mono-to nattehataraku, которую можно перевести как «Смотри, становясь вещью; работай, становясь вещью». Смысл фразы заключается в том, что для того, чтобы увидеть мир чужими глазами, необходимо проникнуть внутрь такого смотрящего. То есть в отличие от западного объективного логического мышления Нисида искал в основе восточной мысли философию полного становления «вещью». Другими словами, чтобы выйти за пределы своего «я», находясь в реальном мире, который окружает это «я», необходимо переместиться в реализованную плоскость, где становится понятно, что «я» сделано из ничего. В этом смысле точка зрения Нисиды связана с так называемым ”ko-wu, chihchie” (знанием, которое постигает все вещи) в “Ta-hsueh” Великое учение. Таким образом, ссылаясь на философию Нисиды, мы можем увидеть, что невозможно рассуждать, противопоставляя друг другу собственное «я» и мир, субъект и окружение и аналогичные противоположные друг другу дуализмы. Скорее, оба понятия рассматриваются не иначе, как противоречащие друг другу, диалектические и относительные ( sosoku-teki) и определяются «топологически» (basho-teki). Это значит, что противоположно тому, как западный взгляд на мир рассматривает мир отдельно от личности, в философии Нисиды личность рассматривается с точки зрения мира, т. е. глазами вещей. В качестве более раннего примера, демонстрирующего восточную вертикальность, Чэн Миндао (1032-1085) пропагандировал то, что он называл «небо и земля в одном теле». Необходимо обратить внимание на тот факт, что осмысление человечеством себя основано не на наблюдениях, а на физиологических чувствах. Прежде чем мы смотрим на объективный мир, мы вступаем с ним в контакт физиологически. Обычно мы живем с чистым и прямым опытом. Еще нет деления на субъект и объект, а знание и его объект абсолютно едины. Это самый чистый вид опыта. Чжаолунь (374-414 гг. ) в своей работе говорит: «Небо и Земля имеют одно происхождение. Все мы существуем и являемся частью одного целого». Так же рассуждает Чжуан-цзы: «Небо и Земля сосуществуют в нас, все, что есть во Вселенной, связано с нами».
Год издания: 2013
Авторы: Katsuhito Inoue
Выпуск: Т. 6, № 10
Номера страниц: 1407-1422
Количество экземпляров:
Всего свободно 6 из 6 экземпляров.
- Читальный зал военных наук (Академгородок, 13А, к. 1-01): свободно 1 из 1 экземпляров
- Читальный зал гуманитарных наук (пр. Свободный, 79, к. БЗ-13): свободно 1 из 1 экземпляров
- Информационно-библиографический отдел (пр. Свободный, 79, к. Б3-09): свободно 1 из 1 экземпляров
- Абонемент научной литературы (пр. Свободный, 79, 3 этаж, холл): свободно 1 из 1 экземпляров
- Информационно-библиографический отдел (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-06): свободно 1 из 1 экземпляров
- Читальный зал (ул. Ак. Вавилова, 47Б): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: восточная философия, восточное мировоззрение, китайская философия, неоконфуцианство, трансцендентное, японская философия
Рубрики: Философия,
Философия зарубежных стран / Япония
Философия зарубежных стран / Япония
Классификационные коды: ГРНТИ 02
ISSN: 1997-1370
Идентификаторы: полочный индекс K 23, шифр jsfu/2013/6/10-577620388