Шрифт:
Цвета:

Научная библиотека

Режим работы НБ СФУ

Понедельник–пятница: 900–1900
Читальный зал Б3-01: 900–2100
Суббота: 900–1700
Воскресенье: выходной

Пункт сдачи литературы

Понедельник–пятница: 900–1600
 

Сбор предложений и замечаний к концепции развития библиотек вузов

Текст концепции является результатом инициативы библиотек образовательных организаций высшего образования России, обеспокоенных недостаточно быстрой модернизацией библиотек в соответствии с актуальными задачами науки, образования и инноваций в России. Эта обеспокоенность была осмыслена в качестве задачи, которую требовалось разрешить, в ходе стратегической сессии университетских библиотек, проходившей в июне 2017 г. в Томске. Российская библиотечная ассоциация поддержала эту инициативу, предложив объединению вузовских библиотек г. Томска сформулировать основные принципы и идеи, которые бы легли в основу «Концепции развития библиотек образовательных организаций высшего образования России».

В мае 2018 года на Всероссийском библиотечном конгрессе XXIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации во Владимире они были впервые представлены профессиональной общественности и получили одобрение секции библиотек высших учебных заведений.

Осенью 2018 года началось публичное и экспертное обсуждение текста концепции. Результатом обсуждения стало подтверждение актуальности создания концепции, с целью ответа на вопрос — как библиотекам образовательных организаций высшего образования быть полезными науке и образованию в России.

Вы можете отправить свои предложения и замечания к тексту, заполнив информацию о себе и оставив комментарии к разделам и концепции в целом. После заполнения формы нажмите кнопку внизу страницы.

 

Проект. Редакция 2019 года.

Концепция развития библиотек образовательных организаций высшего образования России

Введение

Развитие современной библиотеки образовательной организации высшего образования (далее Библиотека) характеризуется возрастанием темпов изменений, происходящих в информационном пространстве, системе образования и научных коммуникаций. Новые информационные технологии, поставившие под сомнение традиционные формы образования и науки, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, глобализация науки и образования, появление научных проектов масштаба megascience и пр. – это лишь небольшой перечень изменений, с которыми столкнулись современные вузы.

Глобальная трансформация научно-образовательной среды является вызовом для Библиотек. Вместе с тем она открывает совершенно новые возможности, реализация которых требует выработки консолидированной позиции и ведения перемен.

Формулирование общей позиции осложняется тем фактом, что библиотеки организаций высшего образования России не имеют на сегодняшний день системного управления. В середине 2000-х гг. некогда стройная система взаимодействия Библиотек на основе методических центров после ведомственных перестановок потеряла свой координирующий орган в лице Центральной библиотечной комиссии. Это привело к существенным проблемам в части нормативного регулирования работы Библиотек, отсутствию единых стандартов, современных показателей эффективности работы.

Тем не менее на федеральном уровне деятельность Библиотек становится все более актуальной. Важным шагом на этом пути является организация системы национальной подписки на основные информационные ресурсы, содержащие научную и научно-техническую информацию. С учетом этой системы библиотеки получили возможность играть реальную роль в обеспечении своих сообществ современными базами данных, что де-факто делает их значимыми элементами научно-образовательной инфраструктуры России. Несмотря на это, сам по себе доступ без дальнейших шагов по модернизации библиотечных сервисов, без новых подходов к управлению коллекциями и их продвижению, развитию информационных и исследовательских компетенций, особенно у молодых ученых, не способен в одночасье повысить используемость современных информационных ресурсов.

Целью разработки Концепции является конкретизация роли библиотек образовательных организаций высшего образования в процессах трансформации системы высшего образования в целом и определение тех направлений развития, которые в перспективе способны дать наибольший эффект. Воплощение инициатив Концепции будет определяться условиями, в которых находится каждая отдельная библиотека ‑ миссией, целью, приоритетами и масштабом деятельности вуза-учредителя.

1. Факторы развития библиотек образовательных организаций высшего образования

Библиотеки образовательных организаций высшего образования способны играть важную роль в едином научно-образовательном, технологическом и информационном пространстве ‑ одной из приоритетных идей национальных проектов «Наука» и «Образование». Плотность партнерских связей Библиотек формирует особую информационную экосистему, находящуюся под влиянием ряда внутренних и внешних факторов.

Решающее значение оказывают факторы, связанные с трансформацией системы высшего образования. Уровни внешних факторов задаются взаимодействием библиотек друг с другом и с учреждениями культуры, выполняющими схожие функции, прежде всего библиотеками других типов, музеями и архивами. Библиотеки также существуют как институции, которые собирают, хранят, передают информацию на благо всего общества, выступая партнером различных сообществ, бизнес-структур и пр.

Факторы, связанные с изменениями системы высшего образования:

  • Знание становится доступным вне зависимости от физического расположения потребителя.
  • Увеличение конкуренции на рынке образования: рост конкуренции за финансовые, человеческие и иные ресурсы на региональном, национальном и международном уровнях.
  • Складывание «сетевой науки», предполагающей организацию виртуального взаимодействия ученых и формирование глобальных систем управления исследовательской деятельностью.
  • Интернационализация: рост количества студентов из других стран, экспорт российского образования в целом.
  • Коллаборации с властью, бизнесом, некоммерческим сектором: современное образование ориентировано на тесную связь с работодателями, с производством, бизнесом, с региональными властями; интеграция неакадемических участников в учебный и исследовательский процессы.

Факторы, связанные с изменениями учреждений культуры:

  • Цифровая среда ведет к стиранию институциональных различий между архивами, музеями, библиотеками и появлению возможностей для создания единого информационного пространства культуры и знаний.
  • Наблюдается количественный и качественный рост коммерческих проектов в области создания и обеспечения доступа к информационным ресурсам, что создает острую конкуренцию на рынке информационных услуг.
  • Цифровая среда рождает феномен цифрового культурного наследия и новые формы работы с ним (гуманитарная информатика, гражданская наука и пр.).

Факторы, связанные с формирующимся обществом знаний:

  • Растет значение обучения в течение всей жизни. Одной из ключевых компетенций общества знаний является информационная грамотность – умение искать, оценивать и использовать информацию в условиях ее экспоненциального роста.
  • Открытый доступ создает как новые возможности для библиотек с точки зрения обеспечения своих сообществ необходимой информацией, так и ставит определенные технологические и правовые проблемы.

2. Инициативы библиотек образовательных организаций высшего образования

Библиотеки, объединив усилия и пройдя период трансформации, станут гарантами интеграции российской науки и образования в мировое информационное пространство.

В системе взаимодействия с высшим учебным заведением библиотеки будут:

  • Осваивать новые формы сопровождения деятельности ученых на всех этапах исследовательского цикла за счет предоставления новых услуг, развития информационных навыков студентов, преподавателей и ученых.
  • Экспериментировать в области работы с информационным обеспечением науки и образования, формируя открытое информационное пространство, в том числе за счет работы с новыми типами данных.
  • Обогащать учебный опыт студентов вуза за счет создания насыщенной образовательной среды в физическом и виртуальном пространстве.

Обязательства по отношению к сетевым партнерам и учреждениями культуры:

  • Развивать партнерские связи с библиотеками всех типов, достигая синергетического эффекта путем объединения ресурсов, сервисов и аудиторий и создания совместных цифровых платформ.
  • Сохранять и популяризировать научное и культурное наследие России во всех формах и форматах, в том числе за счет использования цифровых технологий.

Вклад Библиотек в развитие общества:

  • Поддерживать образование в течение всей жизни, расширяя границы открытости для горожан и продвигая значимость информационной грамотности за пределы университета.
  • Создавать новые библиотечные пространства, открытые для коммуникации, экспериментов и обмена знаниями.

2.1 Библиотека как центр научных коммуникаций и доступного образования

В условиях постоянных изменений внешней среды и сущностной трансформации вуза библиотеки решают задачи, направленные на максимальную интеграцию их ресурсов и услуг в исследовательскую и образовательную деятельность. Важной частью развития является формирование сервисов, направленных на развитие научных коммуникаций, поддержку исследований и содействие задачам университетов в области увеличения «видимости» российской науки. Предстоит сформировать портфель современных образовательных услуг, направленных на содействие внедрению инновационных образовательных продуктов и технологий, повышению качества образования, развитию электронного обучения и дистанционных технологий.

Инициативы

  • Открытая библиотека – открытой науке. Библиотека как информационный центр вуза должна содействовать инициативе открытой науки, наиболее полно и качественно отражая научный контент в мировом информационном пространстве. Для этого Библиотека должна способствовать «открытию» не только опубликованных источников информации, но и научных отчетов, препринтов и т.д.
  • Управление информационными потоками. Усложнение научной коммуникации и переход ее в онлайн-режим ставит перед библиотекой организации высшего образования задачу помощи исследователям на каждом этапе их деятельности. Управление информационными потоками, которые создают ученые, требует от библиотеки соответствующих сервисов по легкому и компетентному поиску, хранению, организации и защите данных. Иными словами, построения системы управления данными ‑ research data management (RDM).
  • Развитие общекультурных и исследовательских компетенций. Библиотека может предоставлять исследователям портфель современных образовательных программ для всех этапов исследовательской деятельности и использовать для их создания современные системы электронного (в том числе адаптивного) обучения, тем самым встраиваясь в образовательную среду высшего учебного заведения. Кроме специальных обучающих модулей Библиотека должна формировать общекультурные навыки по информационной гигиене и информационной экологии – учить пользователей поиску качественной информации за пределами библиотечных ресурсов.
  • Актуальные библиотечные исследования. Для представления актуальных и востребованных сервисов Библиотека должна на системной основе изучать своих пользователей, следить за изменениями в их информационном поведении и научной коммуникации, в том числе методами big data. Выступать, таким образом, источником верифицированных данных при принятии стратегически важных решений в области информационной политики вуза.
  • Представление книжного наследия в цифровую эпоху. Проекты по оцифровке книжного наследия должны стать катализатором взаимодействия представителей библиотек, исследователей, студентов и широкой общественности. Результатом этой работы могут стать цифровые научно-образовательные ресурсы, созданные с применением методов гуманитарной информатики, технологий виртуальной и дополненной реальности и т.д.

2.2 Библиотека как пространство

Пространство Библиотеки – одно из главных общественных пространств вуза. Изменения в высшем образовании и в стратегии вуза требуют изменений в управлении этим пространством, в его организации. Модель библиотеки как «хранилища» сегодня исчерпала себя: стремительная утрата печатной книгой роли главного источника информации и современные технологии, приведшие к избыточности информации, ведут к появлению новых подходов в организации библиотечного пространства. Библиотеки должны формировать активную и динамичную образовательную и научную среду, способствующую академической успешности и междисциплинарному сотрудничеству и служащую катализатором инноваций в педагогике.

Инициативы

  • Создание новых пространств для новых задач. Библиотечное пространство должно максимально содействовать новым, проблемно-ориентированным и проектным формам работы студентов и исследователей, поддерживать растущее значение самостоятельной работы студентов, коммуникацию между участниками научно-образовательного процесса. Библиотека должна способствовать индивидуализации образовательного трека студента, обеспечивая в своем пространстве возможность существования различных форматов работы, доступных для всех групп пользователей. Библиотекам предстоит модернизировать пространства читальных залов, сделав их более гибкими, мобильными и многофункциональным, что потребует, в том числе, и соответствующих нормативов, учитывающих новые требования.
  • Новая жизнь книгохранилищ. В условиях падения спроса на печатные издания, устаревания печатных фондов, оптимизации библиотечного пространства требуется повысить эффективность использования книгохранилищ за счет их модернизации, внедрения компактных систем хранения и сетевых форм использования и хранения печатных фондов. Необходимы новые функции и новые способы использования книгохранилищ посредством повышения их открытости, развития музейной и выставочной деятельности.

2.3 Эффективное управление Библиотекой

Поскольку перед Библиотекой стоят задачи в плане модернизации и расширения спектра услуг, требуется перестройка существующих моделей управления библиотекой, в том числе и финансовых, формирование среды для поощрения инноваций, подготовки, привлечения и удержания талантливых кадров.

Инициативы

  • Система подготовки и переподготовки кадров для библиотечной отрасли и профессионализация управления. Успех преобразований будет зависеть от разработки новых подходов к обучению специалистов с новыми компетенциями. Сегодня необходим новый набор базовых знаний и умений – будущему специалисту в области библиотечного дела необходимо получить знания в областях, которые ранее никак не ассоциировались с библиотекой: обработка данных, программирование, статистические методы анализа, визуализация; передовые аналитические методы и пр. Библиотека должна лоббировать создание новых бакалаврских и магистерских программ в области библиотечного дела, выступать партнером в их реализации и четко формулировать свой заказ.
    Наряду с этим вызовы, связанные со скоростью и разнонаправленностью перемен, потребуют новых компетенций от руководителей. Профессионализация управленческих позиций должна быть обеспечена повышением квалификации и профессиональной переподготовкой персонала, консалтинговым и аналитическим сопровождением управленческих практик, формированием кадрового резерва.
  • Поддержка культуры непрерывных изменений и внедрение проектного управления. Одним из важных механизмов реализации нового видения Библиотеки является широкое вовлечение персонала в процесс управления изменениями. Ключевым механизмом вовлечения сотрудников в управление изменениями выступает создание инновационно-активной среды, которая мотивирует, провоцирует и поддерживает активность персонала: внутренние и внешние коммуникативные и проектные площадки, банки идей, формы информационной, консультационной и финансовой поддержки инициатив сотрудников.
  • Управление на основе данных. Стратегическое управление деятельностью Библиотеки серьезно затрудняет тот факт, что на сегодняшний момент нет открытых данных об их текущем состоянии и вкладе в развитие российской науки и образования. Требуется разработка критериев оценки качества развития библиотек – актуальных критериев библиотечной статистики, основным принципом которой стала бы оценка реального и измеримого вклада в поддержку базовых процессов вуза. Лучшие практики и показатели развития Библиотек должны стать основой для формирования общедоступной онлайн-карты библиотек образовательных организаций высшего образования России, которая бы, с одной стороны, показала бы их место в современном научно-образовательном ландшафте, а с другой – упростила процесс принятия управленческих решений.

2.4 Сетевое взаимодействие библиотек

Сегодня библиотека образовательной организации высшего образования не существует изолированно, а являются частью единой научно-образовательной информационной среды. Библиотечная политика должна быть направлена на выстраивание горизонтальных связей с разными библиотеками, культурными, книгоиздательскими и общественными организациями, с бизнесом и властью. Кооперация и совместное использование инфраструктуры, взаимодействие, партнерство на постоянной основе должны привести к росту общей конкурентоспособности библиотек, и позволят каждой в отдельности избавиться от непроизводительных затрат и сконцентрировать усилия на решении стратегических задач.

Инициативы

  • Сетевая библиотека. В рамках единой информационной среды Библиотек станет объединение информационных ресурсов и обеспечение доступа в рамках единого окна. Это потребует реализации единой цифровой среды электронных каталогов Библиотек, объединения их с каталогами ведущих библиотек и научных академических центров в рамках систем и границах регионов.
  • Совместное управление фондами и пространствами. В условиях падения спроса на печатную книгу, недостаточности комплектования печатными изданиями и необходимости переформатирования библиотечного пространства в динамичную образовательную среду возможным вариантом действий станет формирование национальных, региональных, городских систем (книгохранилищ и сервисов доступа) распределенного хранения и использования печатных документов, позволяющее в значительной степени повысить эффективность использования пространства и фондов.
  • Интеграция в сети знаний. Плотность партнерских связей должна обеспечиваться за счет дальнейшей интеграции библиотеки с подразделениями вуза, учреждениями культуры и активного участия в деятельности профессиональных ассоциаций. Развитие прочных горизонтальных связей с библиотеками разных ведомств, объединениями, культурными и исследовательскими организациями позволит осуществить доступ из единой точки к ресурсам и коллекциям, эффективно обмениваться опытом, разрабатывать общие инновационные решения, адаптировать продукты и услуги и развивать навыки применения цифровых технологий, а также получать гранты на совместные проекты и инициативы.

В сетевой библиотеке профессиональное партнерство должно приобрести большую значимость. Сильные профессиональные объединения, ассоциации должны активно выступать как инструменты влияния на инновационную политику библиотек, распределение и оценку ресурсов; обеспечивать координацию в выработке и поддержании стандартов, разработку профильных программ обучения, в том числе через сетевое взаимодействие и дистанционные технологии.

3. Ожидаемые практические результаты реализации Концепции

Системная реализация направлений и инициатив развития, предложенных в настоящей Концепции, позволит рассчитывать на ряд эффектов:

  • Значительное повышение эффективности использования средств, затрачиваемых на национальную подписку;
  • Создание новых и интенсификация имеющихся сетевых связей российских университетов (создание сетевых информационных консорциумов);
  • Повышение эффективности процессов управления печатным и электронным фондом, цифровой инфраструктурой библиотек и их физическим пространством;
  • Повышение вовлеченности российской науки в мировое информационное пространство;
  • Формирование образовательной среды за счет создания открытых коммуникативных площадок;
  • Общее повышение уровня информационной грамотности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава;
  • Выработка актуальной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность библиотек образовательных организаций высшего образования.

4. Дальнейшие шаги по реализации Концепции

Вслед за утверждением Концепции должна быть подготовлена дорожная карта по достижению предложенных целей и задач. Ее создание должно проходить в тесной кооперации библиотечного сообщества, руководства вузов и органов исполнительной и законодательной власти. Ключевое значение на этом этапе будет иметь взаимодействие с Министерством науки и высшего образования РФ, от которого зависят: организационно-правовые механизмы реализации Концепции; включение библиотек образовательных организаций в программы развития библиотек, курируемые Министерством культуры РФ; создание общих инфраструктур библиотек как систем, объединяющих их электронные и печатные фонды, услуги и сервисы; реализация грантовых программ по внедрению тех или иных направлений и инициатив Концепции.

Библиотечному сообществу в лице инициативных групп специалистов библиотек образовательных организаций высшего образования и Российской библиотечной ассоциации должна быть отведена экспертная роль в части подготовки методических разработок по внедрению конкретных инициатив; определения целевых показателей развития Библиотек по выбранным направлениям и инициативам; подготовки нормативной базы деятельности Библиотек, основанной на принципах Концепции.

Режим работы НБ СФУ
Понедельник–пятница: 900–1900
Читальный зал Б3-01: 900–2100
Суббота: 900–1700
Воскресенье: выходной

Пункт сдачи литературы

Понедельник–пятница: 900–1600
+7 (391) 291-25-74
  © Сибирский федеральный университет