Об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питаниястатья из журнала
База данных: Каталог библиотеки СФУ (О-127)
Библиографическое описание: Об использовании явления синестезии при проектировании продуктов питания. Ч. II / С. В. Штерман, М. Ю. Сидоренко, В. С. Штерман [и др.]. - (Функциональное питание). - Текст : непосредственный // Пищевая промышленность. - 2021. - № 2. - С. 40-43. - Библиогр.: с. 43 (8 назв.). - ISSN 0235-2486.
Аннотация: Одним из вариантов вкусо-зрительной синестезии является существование у достаточно большого количества людей устойчивых ассоциаций между вкусом пищи и формой предметов. Психологами, например, установлено, что люди имеют врожденную или рано приобретаемую склонность проводить параллель между круглыми или сферическими предметами и сладким вкусом, а предметы, имеющие квадратную или кубическую форму сопоставлять с кислым. К числу видов синестезии, связанных со вкусом пищи, относится также вкусо-звуковая, когда ощущаемый во рту вкус оказывается ассоциативно связан со звуками музыкальных инструментов или теми звуками, которые возникают при потреблении пищи. Было, например, обнаружено, что сладкий и терпкий вкус пищи ассоциируются у многих людей с медленной, мелодичной и мягкой музыкой, в которой преобладают высокие тона; горький - с музыкой с низкими тонами, соленый - когда в мелодии музыки присутствуют паузы, а кислый - когда звучит диссонансная и быстрая музыка. Было также установлено, что, когда люди при поедании картофельных чипсов слышали более громкий хруст или повышенную интенсивность звука в высокочастотном диапазоне его спектра, то их оценка степени свежести и хрусткости продукта оказывалась на 15% выше по сравнению со случаем, когда они слышали более тихий звук. К числу известных видов синестезии относится также способность некоторых людей испытывать вкусовые ощущения, когда они слышат или прочитывают определенные слова. Этот факт оказывается важным в процессе создания названий новых видов продуктов питания. Выбор названий должен проводиться поэтому с учетом возможности возникновения ассоциативных связей между словами и вызываемыми ими вкусовыми ощущениями (лексико-вкусовая синестезия) или звуками при их произношении и вкусом (фонемно-вкусовая синестезия). Приемы использования синестезии в рекламных презентациях помогают лексическими средствами связать в сознании потребителя ощущения, вызываемые практически всеми органами чувств, а также сочетать их с положительными по своей эмоциональной окраске впечатлениями. Можно отметить, что разрабатываемые на основе синестетических ассоциаций продукты питания могут отличаться большой оригинальностью состава и характеризоваться весьма необычным сочетанием пищевых ингредиентов. В целом можно сделать вывод, что феномен синестезии существенно раздвигает пределы восприятия пищи человеком, что позволяет говорить о нем как о важном факторе при проектировании продуктов питания, с целью использования его для достижения более полного удовлетворения даже не вполне осознаваемых ими потребностей потребителей.
Год издания: 2021
Авторы: Штерман Сергей Валерьевич , Сидоренко Михаил Юрьевич , Штерман Валерий Соломонович , Сидоренко Юрий Ильич , Чеботарева Наталья Ивановна
Источник: Пищевая промышленность
Выпуск: № 2
Номера страниц: 40-43
Количество экземпляров:
- Читальный зал нормативной литературы и специальных наук (ул. Лиды Прушинской, 2, к.3-02): свободно 1 из 1 экземпляров
Ключевые слова: cинестезия, аромат пищи, ассоциативные ощущения, вкус пищи, вкус продуктов питания, вкусо-звуковая синестезия, вкусо-зрительная синестезия, вкусо-обонятельная синестезия, вкусовые ощущения, вкусовые характеристики пищи, восприятие пищи, зрение, исследования, нейробиологические явления, обоняние, органы чувств, ощущения, пищевые продукты, понятие cинестезии, потребители продуктов питания, потребительские характеристики продуктов питания, продукты питания, проектирование продуктов питания, синестетические ассоциации, синестетические способности, синестеты, характеристики продуктов питания, цвет продуктов питания
Рубрики: Пищевые производства,
Общие вопросы пищевых производств
Общие вопросы пищевых производств
ISSN: 0235-2486
Идентификаторы: полочный индекс О-127, шифр /О-127-982502